С Президентской библиотекой по Дворцововому мосту, по «городу мостов» — Петербургу. Сегодня их в городе насчитывается около 800: разводных и вантовых, автомобильных и пешеходных, малых и больших.
Дворцовый мост стал настоящим символом Санкт-Петербурга – его разведённый центральный пролёт является визитной карточкой города. Президентская библиотека приглашает пройтись по Дворцовому мосту и узнать интересные факты о нём. Но сначала немного истории.
Первый мост через Неву, получивший имя Исаакиевский, был наведён в 1727 году по желанию светлейшего князя Александра Меншикова от его дворца на Васильевском острове к территории, где сегодня расположен архитектурный ансамбль зданий Сената и Синода. Это был наплывной, плашкоутный мост, который состоял из плоскодонных барок-плашкоутов, закреплённых якорями.Сегодня, прогуливаясь по Университетской набережной, в этом месте можно увидеть памятную стелу: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост».
Долгое время стрелку Васильевского острова и Дворцовую набережную также связывал наплывной мост, получивший название Дворцовый. Переправа была очень востребована горожанами.
Первый конкурс проектов на возведение постоянного моста через Неву в самом центре города был объявлен в 1901 году. Победителем проект пятипролётного моста инженера путей сообщения Андрея Пшеницкого. Оформление сооружения было поручено архитектору и художнику Роберту Мельцеру. Старт строительству дали в 1911 году.
Дворцовый мост считается одним из самых сложных сооружений не только в России, но и за рубежом. Ширина его двукрылого разводного пролёта составляет 56,5 метра, масса противовесов – 2800 тонн, металлических пролётных конструкций – почти 5000 тонн. Высота свода моста над водой превышает 6 метров, а при разведённых крыльях – 30 метров. Сегодня разводка моста осуществляется при помощи современной гидравлической системы и занимает пять минут.
Испытание моста на прочность состоялось 17 декабря 1916 года: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых с грузом имел вес более 600 пудов (почти 10 тонн), одновременно въехали на мост, заняв все пять пролётов. Результаты испытаний были признаны успешными.
Дворцовый мост открыли 5 января 1917 года (23 декабря 1916 года). Торжества по поводу этого события были очень скромными. Это можно объяснить напряжённой обстановкой, царившей в Российской империи: Первая мировая война, революционные настроения, только что произошедшее громкое убийство Григория Распутина. На открытии нового моста не было никого из представителей царской династии, из приглашённых пришла едва ли не десятая часть, отсутствовал даже городской глава, а ленточку перерезал его заместитель.
· Спустя год после Октябрьской революции, в октябре 1918 года, мост сменил имя и получил название «Республиканский». Это связано с тем, что Россия по принятой 10 июля 1918 Конституции РСФСР объявлялась Республикой Советов рабочих и крестьянских депутатов. Дворцовым мост вновь стал 15 декабря 1952 года.
· Дворцовый мост долго оставался в незавершённом виде. В 1917 году «Архитектурно-художественный ежегодник» писал: «Сопряжённые с переживаемым периодом времени трудности своевременного выполнения строительных работ, с одной стороны, и настоятельная потребность разгрузить Николаевский и Троицкий мосты – с другой, заставили открыть Дворцовый мост в незавершённом виде. До конца 1930 – начала 1940-х на мосту продолжали стоять деревянные перила. Это временное ограждение было заменено на скромное литое чугунное, украшенное советской символикой. В 1939 году по всей длине и ширине моста деревянную мостовую заменили на асфальтобетонное покрытие.
· Из всех невских мостов, построенных до 1917 года, Дворцовый мост, задумывавшийся как самый архитектурно богатый и совершенный, является в эстетическом плане самым простым и лаконичным.
История Дворцового моста, его техническое оснащение, работы по эксплуатации и реконструкции подробно описаны в юбилейном издании «Дворцовый мост. 100 лет» (2016), представленном на портале Президентской библиотеки. Книга богато проиллюстрирована старинными гравюрами, архивными фотографиями, многочисленными чертежами.
Еще больше интересных материалов о водных переправах города можно найти в электронной коллекции Президентской библиотеки «Мосты Санкт-Петербурга».
/По материал пресс-службы Президентской библиотеки/