Вместе с весной Петербург встретил шедевры русской иконописи. В Государственном Эрмитаже открылась постоянная экспозиция «Древнерусская иконопись XIV — начала XVIII века». Более восьмидесяти подлинных шедевров, привезенных в Петербург в 1950-1970 годы из храмов Ленинградской, Новгородской, Архангельской, Мурманской и Ярославской областей, представлены в залах Эрмитажа. Одна из жемчужин эрмитажной коллекции — икона Святого Николы (Новгород, начало XV века)- на алом фоне, символизирующем неугасающий свет вечности, Святитель правой рукой благословляет, а левой — держит закрытое Евангелие. Несмотря на возраст отдельных экспонатов, коллекция — одна из самых «молодых» в Эрмитаже. Формировать ее начали после открытия Отдела истории русской культуры — в 1941-м. «Эрмитаж — музей мирового искусства, диалога культур. И русская культура находится на правах всех других культур. Хотя вся оболочка русская. Наличие икон на этом маршруте очень важно, человек, который идет от Леонардо да Винчи к Тронному залу, попадает на эту дорожку», — сказал при открытии выставки Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. «История каждого экспоната индивидуальна, — рассказывает Анна Иванникова, один из кураторов выставки, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, — многие часовни, откуда вывозились иконы, сгорели через два-три года после того, как удалось вывезти вещи.» Царские врата XVIII века,например, представленные в экспозиции, были частью убранства Успенского собора Симонова монастыря в Москве, взорванного в 1930 году.
«Иконы, десятилетиями находившиеся при низкотемпературном хранении с постоянным высоким уровнем влажности, представлены в витринах нового поколения,- рассказала Ольга Мальцева, куратор экспозиции,старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, — для которых была применена технология двухступенчатой стабилизации влажности и глубокой молекулярной очистки воздуха.» Эрмитажные климатологи впервые в таком объёме осуществляют мониторинг за состоянием климата в витринах с помощью автоматической системы контроля через Wi-Fi, что позволяет круглосуточно наблюдать за изменением влажности в витринах онлайн. Подобные технологии в России никогда прежде не применялись в масштабах целой экспозиции. /Фото Калясиной Людмилы 06.03.2020/