В день 80-й годовщины прорыва блокады Ленинграда Театр марионеток имени Е. С. Деммени подготовил специальную экскурсионную программу для своей публики, в ходе которой открылась выставка «Театр Деммени в годы войны и блокады».
Несмотря на трагизм памятной даты, встреча с юными зрителями началась у новогодней ёлки, чтобы не терялось ощущение праздничности и сказочности мира кукольного театра. Но по ходу экскурсии шло постепенное погружение в ту реальность, с которой довелось столкнуться ленинградцам в годы войны.
Из уст народной артистки России Фаины Костиной ребята узнали, что это первый профессиональный кукольный театр в России, созданный в 1918 году. При упоминании словосочетания «104 года театру» раздалось детское «Ого!»
Когда началась война, театр продолжил работу вплоть до конца января 1942 года, пока не были отключены все коммуникации. В духе времени за несколько дней были поставлены памфлет «Волчий аппетит» и политическая басня «Орёл и змея». В этих постановках чётко отражена текущая ситуация, связанная с вероломным нападением Германии на Советский Союз.
По-новому стал смотреться поставленный Михаил Дрозжиным ещё в 1939 году спектакль «Кукольный город» по одноимённой пьесе Евгения Шварца. По сюжету там полчища крыс нападают на мирный кукольный город, желая им завладеть. На их сторону встаёт склонная к предательству жадная свинья-копилка, не желающая расставаться со своими деньгами. Но, как всегда, в сказке побеждает добро. Игрушечных дел мастер помогает жителям города противостоять врагу. Таким образом, после начала войны спектакль приобрёл идеологическую направленность.
Были созданы две военно-театральные труппы, артисты которых выступали в госпиталях и на вокзалах перед отправлением солдат на фронт. Многие и сами потом последовали на поля сражений.
Меж тем в самом театре зрительский контингент поменялся. Измождённые от голода дети физически не могли бывать на спектаклях. В основном, в театр приходили молодые люди, которые потом уходили на фронт.
– Для поддержки бойцовского духа важны были слово и песня, поэтому выступления артистов имели большое значение, – заключила Фаина Костина.
В феврале 1942 года театр был эвакуирован в Иваново, а весной 1943 года переведён в Москву. Выступать приходилось и на передовой. В родной Ленинград возвращение произошло уже после освобождения города от блокады в 1944 году.
Важнейшим событием ивановского-московского периода стал спектакль «Юный фриц» по пьесе Самуила Маршака в постановке Евгения Деммени.
Острый сатирический памфлет, в котором главный герой – так называемый «истинный ариец» – представлен зверем в человеческом обличии, сперва уверенно шагающим по Европе, а в итоге выставленным в качестве экспоната в советском зоопарке, был написан специально для театра. В 1943 году в Алма-Ате, куда во время войны были эвакуированы киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», кинорежиссёрами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом также был снят одноимённый короткометражный художественный фильм.
В заключение экскурсии в фойе театра был показан фрагмент из «Юного фрица», сыгранного на прифронтовой полосе более шестисот раз.
Константин Глушенков
фото Юлии Швец