«Чтобы лучше цену дать своему Отечеству». Первое российское кругосветное путешествие глазами его главных участников

220 лет назад, 7 августа 1803 года, в 10 часов утра в Кронштадте над шлюпами «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Крузенштерна были подняты паруса и стартовала первая в России кругосветная экспедиция. Мысль о подобном походе возникла у Крузенштерна задолго до её воплощения. Как впоследствии будет написано в его «Путешествии вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 гг. на кораблях „Надежда“ и „Нева“. Ч. 1», эту экспедицию он расценивал как «средство к пробуждению российской торговли от дремоты». Крузенштерн был уверен: «Хотя и предлежат препятствия, затрудняющие Россию к соделанию себя торговою державою – в преодолении их не должно отчаиваться».

С 1799 года Иван Крузенштерн неоднократно обращался к императорскому правительству с идеей организовать российскую кругосветную экспедицию. И только три года спустя, в начале правления императора Александра I, проект («начертание», по определению Крузенштерна) был одобрен. Но с одним неожиданным для Ивана Фёдоровича условием: «Государь определил, чтоб я был сам исполнителем своего предначертания. Сие неожиданное последствие привело меня в немалое смущение. Обстоятельства мои переменились… Более полугода прошло, как я разделял счастье с любимою супругою и ожидал скоро именоваться отцом. Никакие лестные виды уже не трогали сильно меня… Но я чувствовал обязанность к отечеству в полной мере и решился принести ему жертву».

При отплытии из Кронштадта на борту «Надежды» было 84 человека, сообщает издание «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до „Седова“» (2014), составителем которого является Алексей Крузенштерн, представитель рода Крузенштернов: «Публика оказалась весьма разношёрстная. Помимо экипажа, включавшего четырёх лейтенантов (М. И. Ратманова, Ф. И. Ромберха, П. Т. Головачёва и Е. Е. Левенштерна) и мичмана Ф. Ф. Беллинсгаузена, здесь были камергер Н. П. Резанов со свитой в пять человек, два кадета – братья Отто и Мориц Коцебу, доктор, пятеро японцев (для доставки в Японию), шесть «промышленников» и трое учёных – швейцарский астроном, немецкий ботаник и зоолог и немецкий натуралист».
И всем им предстояло не просто ужиться в замкнутом пространстве небольшого корабля: длина «Надежды» составляла 117 футов (35 метров), а ширина – 28 футов и 4 дюйма (8,5 м). но и пересечь два океана, обогнуть мыс Горн, славившийся своими бурями, посетить неизученные берега, где их могли ожидать подводные камни и другие опасности. Однако поначалу ничто не страшило путешественников. Все они были молоды (самым старшим был 42-летний доктор, Резанову было 39 лет, Крузенштерну – 33 года, остальным – от 14 до 30 лет), полны сил и готовы к приключениям.

14 ноября корабли под российским флагом впервые в истории пересекли экватор. В этот день, как писал в своём дневнике лейтенант Ермолай Левенштерн, квартирмейстера Курганова переодели в Нептуна: «по одеянию было видно, что наш Нептун русский, так как он вырядился в овечьи шкуры, вывешенные на баке для просушки, и хотя он погибал от жары, но не отказался от водки, предложенной людям…». Таким был первый «праздник Нептуна» на русском флоте.

Океан продолжал испытывать моряков на прочность. На пути в Японию «Надежда» попала в такой тайфун, который и бывалых мореходов поверг в отчаяние. Волны были «высотой с дом». В каюте капитана появилась пробоина. «Я пережил много бурь, но ни одна не может сравниться с той, которая шумела вокруг нас, – писал Левенштерн. – Все готовились к смерти. Один судорожно обнимал другого, просил о прощении и прощал сам, другой предавал свой дух (в руки Господа) и молился. Некоторые сидели как окаменелые; было похоже, что они уже испустили дух». Но опасность, к счастью, миновала. Всего за время кругосветного путешествия корабль на краю гибели бывал девять раз.

Иван Крузенштерн вернулся из кругосветного плавания «с богатою добычей научных сведений». Российские моряки «закрасили» на мировой карте множество «белых пятен», провели глубоководные исследования океанических вод, собрали данные о приливах и отливах в ряде районов Мирового океана, выяснили причину свечения моря; исследовали побережье Сахалина, Курильских островов, Японии; установили прямой маршрут к русским владениям на Аляске и Камчатке и доказали, что российский флот может не только выигрывать сражения, но и совершать великие географические открытия. Отчёт руководителя экспедиции Крузенштерна был переведён на все европейские языки и стал достоянием не только специалистов, но и всего образованного мира.
По мнению морского офицера, автора книги «Верь в надежду» (2012) Владимира Ергера, подвиг Ивана Крузенштерна «по дерзновенности своего проекта кругосветного плавания и его выполнения в XIX веке можно поставить на одну ступень с подвигом первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина в XX веке». И если это сравнение кому-то кажется несколько завышенным, он напоминает, что Крузенштерн «первый осуществил на практике великую мечту многих поколений русских людей, стремившихся покорить океан» и «выступил в роли отважного разведчика – первопроходца».
С захватывающими материалами по истории первой русской кругосветки можно познакомиться в специальном разделе масштабной коллекции «Русские кругосветные путешествия первой половины XIX века» на портале Президентской библиотеки.





Ваш отзыв

Ваш отзыв