Буду держать штурвал до тех пор, пока в руках имеется сила, а глаза видят землю

Поэт Николай Асеев сказал: «Чкалов отдал своё мужество самой памятливой стране». Имя советского лётчика знают не только в России, но и во всём мире. В его честь названы населённые пункты, улицы, средства массовой информации, теплоходы, открыты посвящённые ему музеи. В Санкт-Петербурге имя Чкалова носят проспект и станция метро. Именно с городом на Неве связаны его первые достижения в профессии. Здесь лётчик встретил любовь всей своей жизни – Ольгу Эразмовну Орехову.

2 февраля 2024 года отмечается 120 лет со дня рождения советского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова. С книгой Николая Боброва «Чкалов» (1940) можно ознакомиться на Портале Президентской библиотеки.. Предисловие к изданию, вышедшему через два года после трагической гибели лётчика, написала его вдова Ольга Эразмовна Чкалова.

Николай Бобров подробно рассказывает о том, как паренёк из многодетной семьи из села Василёво (ныне Чкаловск) Нижегородской области шёл к своей цели, как в 16 лет Валерий Чкалов начал работать сборщиком деталей в 4-м Канавинском авиационном парке. Он добился того, чтобы лётчики стали брать его в полёт. Поднявшись в небо, он почувствовал, что другой жизни у него быть не может.

Летом 1924 года выпускник Серпуховской школы воздушного боя, военный лётчик-истребитель Валерий Чкалов приехал служить в Ленинград в 1-ю Ленинградскую Краснознаменную истребительную эскадрилью имени П. Н. Нестерова. После его знаменитого пролёта под мостом через Неву командование предложило Чкалову испытывать новые машины, у которых надо было проверить на прочность подмоторные рамы».

Однажды командир эскадрильи, гуляя по Ленинграду, вдруг среди городского шума услышал прерывистый гул мотора. Через несколько секунд легко было определить, что самолёт приближался со стороны Аптекарского острова. На аэродроме выяснилось, что это был самолёт Чкалова. Увидев командира, Валерий отрапортовал: «Товарищ командир! Испытывая крепость подмоторной рамы, я сделал пятьдесят мёртвых петель по маршруту от Смольного до Крестовского острова. Рама в полном порядке».

С каждым днем Чкалов оттачивал своё мастерство. Он говорил: «Я буду держать штурвал самолёта до тех пор, пока в моих руках имеется сила, а глаза видят землю».

В своей книге Николай Бобров так описывает судьбоносное для Чкалова решение о предстоящем полёте: «За длинным столом сидели товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и другие члены правительства. В глубине комнаты стояла модель N025. Чкалов подробно отвечал на вопросы присутствующих. Беседа длилась более часа. Решающее слово было за Сталиным. Тот задумался. Помолчав, он тихо сказал: „Я – за! Но предлагаю обязать экипаж в случае неблагоприятной обстановки прекратить полёт в любом пункте Канады. А в случае угрозы экипажу – произвести немедленную посадку“».

Экипаж в составе Валерия Чкалова, Александра Белякова и Георгия Байдукова совершил по тем временам невозможное – первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, штат Вашингтон (США). Это произошло в 1937 году. «Сели. Земля»: – эти два слова Чкалов произнёс тихо, но едва сдерживая радость. – Вот она, Америка…» По портале Президентской библиотека можно ознакомиться со штурманским бортовым журналом легендарного самолёта N025, в котором экипаж вёл записи и расчёты на протяжении всего маршрута исторического перелёта из Москвы в Соединённые Штаты Америки. Как говорили о лётчике за рубежом, «Чкалов из Москвы вылетел героем Советского Союза, а прилетел героем мира».

18 июня 1937 года в 1:04 ночи на первой странице бортового журнала написано: «взлёт», а 20 июня в 16:20: «посадка в Ванкувере». Всего экипаж находился в воздухе 63 часа 16 минут. В предисловии к изданию бортового журнала Валерий Чкалов назван «великим лётчиком нашего времени».

Подробнее об истории развития авиации в России, о лётчиках-героях, в том числе о Валерии Чкалове, рассказывает вебинар «Крылья Родины», который представлен на портале Президентский библиотеки. Также можно ознакомиться с оцифрованной подборкой газет «Чкаловская Коммуна» с 1939 по 1958 год, историческими фотографиями улиц и памятных мест, связанных с именем лётчика, открытками и афишами кинофильмов о нём.

/По материалам фондов Президентский библиотеки/

Ваш отзыв

Ваш отзыв