КОЛЯДА-ТЕАТР

 «Все серьезны, у всех строгие лица…»

Вишневый сад 16Большие гастроли екатеринбургского «Коляда-театра» в Петербурге. На Новой сцене Александринского театра. К сожалению, обстоятельства позволили мне поприсутствовать на пресс-конференции, читке пьесы «Дыроватый камень» и на спектакле «Вишневый сад». В постановке Николая Коляды. Перед началом спектакля знакомый журналист спросил: «Ты до конца будешь?» Вишневый сад 9Вопрос, и «околоколядатеатральные» разговоры настораживали. Решил отшутиться: «Я — стойкий оловянный солдатик». Дело в том, что у меня правило: один раз нужно видеть все. Один раз. Все. А второй, тритий и т.д. – по желанию и потребности. Спектаклей «Коляда-театра» Вишневый сад 6вишневый сад 10Вишневый сад 11же я прежде не видел. Ни одного. С первых минут постановка превзошла все мыслимые и немыслимые ожидания. Беспробудное пьянство. Все персонажи либо пьют горькую, либо уже пьяные, либо с глубокого похмелья. Такое впечатление, что спектакль поставлен в ЛТП или психиатрической клинике: спившиеся люди, зазубрившие текст пьесы Антона Павловича Чехова, со сцены рассказывают товарищам- алкоголикам о своем и их недавнем прошлом. А, возможно, и будущем… Современные режиссеры словно соревнуются в изобретательности, в фантазии. А собственно, почему бы нет? Додумавшийся всучить чеховским сестрам автоматы Калашникова удостаивается «Золотой маски» сразу в двух номинация: и как лучший режиссер, и за лучший спектакль. А если сестер раздеть донага, усадить их на плечи Соленому, Вершинину и Чебутыкину и с саблями наголо отправить «в Москву, в Москву, в Москву» (не суть: из Петербурга или Екатеринбурга)? А если ещё отправить не понарошку?!.. В общем, «надо жить»! Надо как-то жить в искусстве. Хоть как-то. Кто как может. Кто на что способен.Первая мысль, посетившая мою трезвую голову на «Вишневом саде» Коляды — ерническая, вопрос-загадка: «Что общего между цветущим вишневым садом и пластиковыми стаканчиками?» Ответ: «Режиссер. Николай Коляда.» Вся сцена завалена этими самыми пластиковыми стаканчиками. Как вся Россия. Весь мир. Мысль вторая, сюрреалистичная: Антон Павлович от увиденного застрелился бы из ружья, о котором говорил, задолго до конца первого акта.Но, с другой-то стороны, если бы первым режиссером чеховской «Чайки» (кстати, в Александринском театре) был не г-н Карпов, а г-н Коляда (тоже на «к»!), спектакль бы шумно и скандально не провалился. Зрители ждали комедии, и они бы ее получили. Во втором акте все действующие лица вдруг резко трезвеют, и, начиная со сцены ожидания вестей с торгов, где вишневый сад идет с молотка под топор, гротесковая комедия превращается в драму. Общечеловеческую драму. А художественная самодеятельность (ЛТП или психушки) — в высокопрофессиональный театр. Абсурд, правда, и дальше имеет место быть. Но в меньшем объеме, чем в реальной нашей жизни. P.S.Самый симпатичный чеховский персонаж из «Вишневого сада» вечный студент Петя Трофимов говорит, к сожалению, о вечном: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота… И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим…»И Николай Коляда – о том же… /Владимир Желтов/ Фото Сергея Деревянко/ноябрь 2015/

Босоногий Гамлет на Новой сцене Александринского театра

_ Малая сцена 7 _ Малая сцена 6Екатеринбургский «Коляда-театр» начал 21 ноября  гастроли на Новой сцене Александринского театра в  Петербурге пьесой У.Шекспира «Гамлет». Первые десять минут зрители наблюдали за актерами, которые без слов, с помощью мимики, жестов и танцев босиком вводили их в атмосферу двора датского короля.  Не было бархатных кафтанов и шпаг, босоногий Гамлет в юбочке  с «думой на челе» и тень короля с ангельскими крыльями бродили по  сцене, а новый король и королева  с вельможами и придворными дамами шумно праздновали свадьбу, похожую на праздник африканских племен, который без слов передавал настроение и

Малая сцена 3 DSC_0311Малая сцена 1 DSC_0315Маля сцена 6

 

 

 

 

Малая Сцена DSC_0310Малая сцена DSC_0314Малая сцена 8

 

 

 

 

духовную мерзость приближенных к власти людей. В спектакле «Коляда-театра» комедия и трагедия, как и в жизни, всегда рядом. Духовная грязь общества, где нет места чистой любви, а только заученные повторяющиеся телодвижения имитирующие ее,  показаны на сцене с помощью отталкивающих нарядов и  мерзких выражений лиц с высунутыми языками. У Шекспира герои обнажаются на словах, открывая свой внутренний мир. В  «Коляда-театре» обнажение вполне реальное. Грязный внутренний мир короля подчеркивается обнажением его старого,  пердящего, обрюзгшего тела. Внутренний мир Гамлета — обнаженным мускулистым телом молодого мужчины, а хрупкий, беззащитный внутренний мир Офелии раскрывается при появлении ее стройного тела. Ничего не может скрыться от глаз зрителя: ни внешнее , ни внутреннее уродство героев. И под отвратительной маской свиньи, которую одевает королева, зрители видят ее моральное уродство. Пьеса пронизана мелочными человеческими желаниями и сексуальной разболтанностью персонажей. Неожиданным стало появление с письмом  от короля для Гамлета гонца в женских одеждах, который великолепно исполнил танец характерный для представителя секс- меньшинств, при этом не исказил ни одного слова в тексте своего героя. Именно это является характерной чертой спектаклей на сцене «Коляда-театра»: не меняя ни одного слова в тексте пьесы режиссер делает спектакль близким и понятным современному зрителю. Петербуржцы поставили высокую оценку аплодисментами екатеринбургским артистам. /Фоторепортаж Елены Флеровой/ноябрь 2015/

Гастроли «Коляда-Театра» в Санкт-Петербурге

 

театр коляда 5Первые большие гастроли «Коляда-Театра» в Санкт-Петербурге пройдут с 21 по 29 ноября ноябре на Новой сцене Александринского театра. На пресс-конференции журналистам о театре и гастролях рассказал режиссёр, педагог и энтузиаст, преданный своему делу, Николай Коляда. В гастрольный репертуар театра входят не только классические произведения: Гамлет, Трамвай «Желание», Вишневый сад, Мертвые души, Борис Годунов, но и пьесы Николая Коляды: «Скрипка, бубен и утюг» и «Большая Советская Энциклопедия». В рамках гастрольного тура состоится презентация пьесы Николая Коляды «Дыроватый камень». В репертуаре театра более 45 спектаклей для взрослых и детей. За 9 гастрольных дней театр покажет 12 спектаклей, в которых заняты: заслуженный артист России Олег Ягодин, Заслуженный артист России Сергей Фёдоров, Народная артистка России Любовь Ворожцова, артистки Тамара Зимина и Василина Маковцева.

театр коляда DSC_0282коляда-театр DSC_0218театр коляда 1 DSC_0279

театр коляда DSC_0235театр коляда 2 DSC_0275театр коляда 3

Ваш отзыв