Ангелы Церкви Воскресения Христова

Фигурка ангела XVIII в.

Реставрация Церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце сопровождается интересными находками и открытиями.

В алтарной части реставраторы несколько месяцев назад обнаружили за обшивкой иконостаса аккуратно сложенные детали золоченого декора церкви (182 фрагмента). Скорее всего, в послевоенные годы это сделали сотрудники музея в надежде, что к возрождению архитектурного шедевра XVIII века рано или поздно приступят.

Фигурка ангела XVIII в.

Реставраторы провели кропотливую работу по идентификации этих деталей, чтобы выяснить их историческое месторасположение в интерьере церкви. Из 54 фрагментов золоченой резьбы собрали одну створку Царских врат.

Радостным событием стало обнаружение  в «кладе» двух ангелов, украшавших алтарную Сень. Кроме того, там были найдены их ручки и ножки. Эти изуродованные войной ангелы много лет ждали своего часа. Когда их вызволили и приложили к деталям, сохранившимся на куполе Сени,  оказалось, что все совпало. Теперь реставраторы Царскосельской янтарной мастерской соберут в единое целое то, что когда-то разрушила война.

Фигурки ангелов, совпадающие с декоративными фрагментами на алтарной Сени.

Придворная церковь Воскресения Христова – прекрасный образец творчества архитектора Растрелли – завершает знаменитую Золотую анфиладу Екатерининского дворца. В свое время она была  сказочно нарядна – на фоне синих стен ярко выделялись позолоченные орнаментальные детали, скульптурные фигуры. Религиозная живопись, обрамленная в золоченные резные рамы, три монументальных плафона, наряду с религиозным содержанием, вносили яркую красочную ноту в праздничный ансамбль церкви.

Фрагменты декора, найденные в «кладе» в алтарной части церкви

В 1940-е, во время фашистской оккупации г. Пушкина,  церковь разграбили и изуродовали. Живописное убранство храма было почти полностью утрачено, уничтожена большая часть орнаментального позолоченного убранства, которое было ободрано и разбросано по территории парка. 

В советский период провели консервационные работы в церковном интерьере. Тогда первостепенной задачей стоявшей перед реставраторами было восстановление Золотой анфилады. Главный архитектор Александр Александрович Кедринский мечтал о том времени, когда он сможет заняться воссозданием придворной церкви. Он подготовил проектные задания к восстановлению церковного интерьера. Однако полномасштабные реставрационные работы удалось начать только в 2015 году при финансовой помощи компании «Газпром». /tzar.ru/

Ваш отзыв

Ваш отзыв