«Алеко» и «Иоланта» снова вместе

Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина представил на сцене Эрмитажного театра премьеру опер «Алеко» Сергея Рахманинова и «Иоланта» Петра Чайковского.

Соединив две одноактных оперы в одном вечере, художественный руководитель театра Фабио Мастранджело, ставший музыкальным руководителем постановки, ничего нового не придумал, в чём и признался на предпремьерной пресс-конференции. На самом деле, это была идея Петра Ильича Чайковского, который в 1892 году предложил выпускнику Московской консерватории Сергею Рахманинову исполнять дипломную работу «Алеко» вместе с «Иолантой», поскольку считал своё произведение слишком маленьким для одного театрального вечера. Впрочем, и 19-летний Рахманинов не считал свою первую оперу большим произведением, а на предложение старшего коллеги ответил одобрительным подмигиванием. Получается, что маэстро Мастранджело следует завету гения.

Оба сочинения написаны в один год и в совместных выступлениях органично дополняли друг друга. Опера «Алеко» создана по мотивам поэмы Александра Пушкина «Цыганы», повествующей о трагичной несостоявшейся любви цыганки Земфиры и юноши Алеко. Автором либретто стал Владимир Немирович-Данченко, прославившийся позже как один из создателей Московского Художественного театра. Опера «Иоланта» (кстати, последняя в творчестве автора), написанная по драме датского писателя Генриха Герца «Дочь короля Рене», более оптимистична и рассказывает о чудесном исцелении от врождённой слепоты принцессы Иоланты, которая живёт в иллюзорном мире, не зная о своём недуге, в специально построенном для неё замке в горах Южной Франции. Либретто написал младший брат композитора Модест Чайковский.


Режиссёр-постановщик Станислав Парфёнов, сохранив классическую основу, использовал цифровые технологии. Большую помощь в этом ему оказали художник-сценограф, художник по костюмам Елена Вершинина и видеохудожник Алексей Борискин. В результате их совместных усилий появился новый персонаж – Вселенная, вокруг которой и развиваются события.
В постановке обозначены все времена года. Действие в «Алеко» начинается жарким летом, разжигающим страсть цыганского табора, куда влился главный герой. А завершается повествование осенью с проливным дождём, оплакивающим трагичный финал. В «Иоланте» во всей своей суровости проявляется зима. Странствующую героиню встречают сугробы, будто преграждая путь к счастью. Зато в финале весенний ручей сметает все препятствия и, торжествуя, светит солнце.
– Задумка была в том, чтобы показать, как музыка влияет на поступки действующих лиц и на Вселенную, – подчеркивает режиссёр, имеющий опыт мультимедийных постановок.
По-своему незрячи все главные герои. Только если Земфиру сжигает страсть, Алеко губит ревность, то Иоланта, вырываясь из иллюзорного пространства, пробуждается под весенние лучи, и в этом чуде есть торжество жизни.
Константин Глушенков

Ваш отзыв

Ваш отзыв