АПРЕЛЬ — ВЕСНА

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

/Осип Мандельштам 

На бледно-голубой эмали…

1990/

АЗБУКА ПЕТЕРБУРГСКИХ ИСТОРИЙ

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р
С   Т   У   Ф  
Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

Ваш отзыв

Памятник маршалу Матвею Захарову будет установлен на аллее Героев в Парке Победы

В Санкт — Петербурге в Московском парке Победы на аллее Героев планируется установить памятник-бюст выдающемуся советскому военачальнику, маршалу, дважды Герою Советского Союза, начальнику Генерального штаба Вооруженных сил СССР Матвею Васильевичу Захарову. Эскизный проект уже рассмотрен Градостроительным советом при Правительстве Санкт-Петербурга.

«Маршал Захаров – легендарный человек для нашего города. В годы Великой Отечественной войны он участвовал в разработке важнейших операций по защите Ленинграда от фашистских войск. Организовывал подвоз питания и боеприпасов. Его стратегическое мышление помогло городу выстоять в тяжелейших условиях блокады. В его честь у нас уже названа большая улица в Красносельском районе. Установка памятника на аллее Героев станет достойным вкладом в сохранение памяти о выдающемся военачальнике», — подчеркнул губернатор Александр Беглов.

Инициатором установки памятника выступила Архитектурная мастерская «Миронов и партнеры». Проект разработан авторским коллективом – архитектором Александром Мироновым и скульпторами Вадимом Сазоновым и Николаем Ивановым. Композиция состоит из двух массивных гранитных частей: основания и постамента со скульптурным бюстом, выполненным в традиционном реалистическом стиле. На гранитном постаменте размещена мемориальная доска с покрытием из патинированной бронзы, где отмечены заслуги маршала. Высота бюста — 1,36 метра, общая высота композиции составит более 3,5 метров.

Памятник Матвею Захарову на аллее Героев планируется установить рядом с бюстом другого маршала — четырежды Героя Советского Союза Георгия Жуко

С июля 1941 года генерал-майор Захаров был начальником штаба Главного командования Северо-Западного направления, созданного для организации обороны Ленинграда. С августа того же года стал заместителем начальника Главного управления тыла Красной армии. Организовывал подвоз питания и боеприпасов для войск и мирного населения осажденного Ленинграда.

/По материала управления информации — пресс-службы администрации губернатора Санкт — Петербурга/

Ваш отзыв

Беломраморные боги и античные персонажи оживают в Павловском парке

В музее-заповеднике «Павловск» от зимних футляров освобождают беломраморную скульптуру. Всего на зиму было укрыто около 60 изваяний.

В этом году несмотря на раннюю февральскую оттепель, тепло к нам не спешило.  На прошлой неделе погода и вовсе преподнесла сюрпризы в виде минусовой температуры и обильного снегопада. Поэтому с открытием скульптуры пришлось подождать. И вот наконец беломраморные боги и античные персонажи оживают в Павловском парке, радуются весне и радуют посетителей.

Из-под деревянных укрытий на свет уже появились аллегории «Мир» и «Правосудие» работы венецианского скульптора Пьетро Баратта на Больших кругах, в павильоне «Трех граций»  — одноименная скульптурная группа, высеченная итальянским скульптором Паоло Трискорни из цельного куска каррарского мрамора, в галерее Гонзаго – статуи, олицетворяющие времена года, в Собственном садике — величественные вазы. Вот-вот на Итальянской лестнице высвободятся из «оков» гривастые львы, и это значит, что весна действительно пришла в Павловск.

Павловск славится своей итальянской мраморной скульптурой XVIII-XIX, в том числе первоклассными копиями с античных образцов. Ее покупали в Италии первые владельцы Павловска — великий князь Павел Петрович и его супруга — во время Гран-тура. Статуи приобретались доверенными лицами, скульптуру «Три грации» император Александр I подарил своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Вдохновенным покупателем мраморов для Павловска был правнук Павла I — великий князь Николай Константинович. Он должен был стать хозяином резиденции, но из-за серьезной провинности ему пришлось отправиться в ссылку, а Туркестан, куда он перевез некоторые из своих приобретений. 

/По материалам Кузнецовой Елены, пресс-секретаря музея-заповедника «Павловск»/

Ваш отзыв

Реставрация картин искалеченных, но живых. Таганрог — Петербург

Картины, осыпанные осколками и дыры на холстах увидели журналисты в Русском музее, и людей, которые картины спасли после трагедии в Таганроге.

Люди, которые в момент непонятности взяли билеты в Таганрог, чтобы помочь коллегам

Сотрудники Русского музея, помогли коллегам из Таганрога, где произошла трагедия — попадание вражеского снаряда в картины, которые они много лет лелеяли и холили.

Вслед за людьми из Русского музея отправился реанимобиль, единственный в России передвижной реставрационный пункт помощи пострадавшим произведениям искусств. Это напоминало поле боя и военно-полевой госпиталь, где спасают раненых в бою.

И через несколько дней в Русском музее увидели картины и сияющие на их холстах дыры. увидели картины, искалеченные, но живые.

Газпром взял на себя финансирование работ. Эти работы участникам программы Газпрома «Друзья Петербурга» — будущим реставраторам дал опыт в реальных мастер классах, посвященных методам восстановлению масляной живописи и скульптуры от ведущих специалистов Русского музея.

После многочисленных консультаций было принято решение не просто ликвидировать последствия попадания снаряда, а провести полноценную реставрацию картин.

После 9 месяцев, и в Русском музее увидели результаты работ специалистов. В какой то момент показалось, что в прибывших на презентацию труды реставраторов, музейщики Таганрога не узнали свои полотна — яркие краски, практически незаметные повреждения.

«Благословение Ребекки» Г. Шопен
до реставрации

Полотно «Благословение Ребекки» Г. Шопена значительно пострадало от попадания большого числа различных осколков на лицевую сторону картины. В результате основа произведения оказалась разорвана в горизонтальном направлении. Кроме разветвлённого прорыва, проходящего в верхней части от левого до правого края, картина получила несколько более мелких разрывов. Из-за большой скорости осколков при соприкосновении с полотном шесть мелких фрагментов холста были буквально вырваны и утрачены. Красочный слой и грунт получили огромное количество ссадин, царапин и утрат, живопись покрылась слоём цементной и стеклянной пыли.

«Благословение Ребекки» Г. Шопен
после реставрации

Первостепенная задача реставрации была связана с восстановлением целостности холста. Края разрывов были соединены, деформации и вытянутости устранены, выполнена склейка нитей прорывов методом встык. Затем в места вырванных фрагментов основы были вставлены кусочки холста, выкроенные по конфигурациям утрат. Донорский холст для вставок брался с авторской кромки и имел слой авторского грунта абсолютно родственный основной поверхности произведения. Живописный слой и грунт были укреплены традиционным методом, основа для усиления дублирована на новый холст.

Картина «Маки» значительно пострадала от удара плоского постороннего предмета во время террористической атаки и разрушения здания. По нижнему краю произошёл срыв авторского холста с планки подрамника, из-за чего на поверхности живописи образовались линейные утраты. Холст получил сильнейшую деформацию в виде вытянутости, на кромке образовались разрывы от гвоздей, фиксирующих край. Возникло общее провисание холста. Связь живописи с грунтом и основой в процессе бытования произведения ослабла, появились группы многочисленных мелких утрат. От удара постороннего предмета по холсту и от воздействия ударной волны, ослабленные мелкие фрагменты живописи буквально были выбиты из авторского слоя и, к сожалению, утрачены навсегда.

В процессе реставрации проведён полный комплекс консервации, живопись укреплена, устранены деформации. Основа дублирована на новый холст. После удаления плотных въевшихся загрязнений живопись приобрела оригинальное авторское звучание.

Еще около месяца картины пробудут в Мраморном дворце, после чего им предстоит обратный путь домой, где они будут выставлены в историческом здании Таганрогского музея. Здание, в которое попал снаряд, имеет значительные повреждения, его восстановят не ранее 2026 года.

/По материалам Татьяны Бушмановой

https://newreportage.ru/

Ваш отзыв

Истории создания киностудии «Ленфильм»

30 апреля 1918 года была основана киностудия «Ленфильм», однако её история началась задолго до этого. Появлению знаменитой киностудии предшествовало важное событие – 16 мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум» состоялся первый в России киносеанс. В антракте оперетты зрителям продемонстрировали десятиминутную подборку документальных фильмов братьев Люмьер. «Ожившие картинки» стали сенсацией, а Петербург – местом рождения отечественного кино.

Документы из фонда Президентской библиотеки рассказывают об истории создания киностудии «Ленфильм»

В 1914 году был учреждён военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета. Комитет являлся крупнейшей российской общественной организацией, снимавшей хронику и игровые картины. После национализации отдела, 30 апреля 1918 года, был учреждён Петроградский комитет северных коммун, который сначала располагался в помещении Народного комиссариата просвещения. Первая российская государственная кинофабрика, претерпев череду преобразований и переименований, через два десятилетия – в 1934 году – превратилась в «Ленфильм».

На портале Президентской библиотеки доступны исследовательские материалы, документы, открытки, киноплакаты, связанные с историей создания в Ленинграде знаменитых кинокартин, а также афиши к фильмам, прославившим Ленинградскую киностудию.

«Ленфильм» несколько раз менял своё название. В 1922–1925 годах это была фабрика «Севзапкино», которую построили на месте «Аквариума», где состоялся первый в России киносеанс. В 1923 году «Севзапкино» обратилось в Совет народных комиссаров РСФСР с просьбой о предоставлении права проката на всей территории СССР. «В съёмках в Петрограде, Москве и на всей территории СССР „Севзапкино“ отражает чуть ли не всегда первым все важнейшие события политической и общественной жизни страны, и большей частью чуть ли не единственным из кинопредприятий откликаясь на таковые».

В 1920-е годы на студии начали работать такие молодые талантливые режиссёры, как Г. Козинцев, Л. Трауберг, Ф. Эрмлер и другие. В 1934 году киностудия получила название «Ленфильм». Об этом в своём сборнике «Петербургское кино и русская культура» (1945) пишет доктор философских наук, культуролог Александр Казин. «Расцвет русского советского кино связан на „Ленфильме“ с 1930-ми годами. Достаточно одних имён и названий: „Чапаев“ Г. и С. Васильевых, „Юность Максима“, „Возвращение Максима» и „Выборгская сторона“ Козинцева – Трауберга, „Пётр Первый“ В. Петрова, „Семеро смелых“ С. Герасимова и другие. Ленинградский кинематограф той эпохи – это народный фильм»

В начале Великой Отечественной войны, 17 августа 1941 года, вышло распоряжение председателя Правительственной комиссии П. С. Попкова об эвакуации оборудования и работников Ленинградской киностудии «Ленфильм».

«Дальнейшая судьба петербургского кинематографа связана уже с послевоенными годами, – пишет Александр Казин. – Возникает даже особый термин – „Ленинградская школа“ киноискусства, отличающаяся прежде всего этической направленностью её произведений на отдельную человеческую личность в потоке истории». По мнению автора, «Ленинградскую школу» наиболее ярко представляют фильмы Алексея Германа – «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах». «Работая в документалистской, почти хроникальной манере, режиссёр тем не менее добивается, что каждый драматический эпизод в его фильмах окружается историко-культурным ореолом».

Ленинградское документальное кино – это в первую очередь фильмы о людях, «держащих жизнь на своих плечах и не ждущих от неё награды».

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с коллекцией, посвящённой Году российского кино, в которую включено около шестисот документов: официальных распоряжений, исследований, изобразительных материалов (афиши, киноплакаты, открытки и т. д.), среди которых есть и материалы киностудии «Ленфильм». В рамках сотрудничества с «Ленфильмом» Президентская библиотека оцифровала и восстановила плакаты старейшей киностудии страны. Это афиши, напечатанные в разные годы и приуроченные к выпуску картин – экранизаций отечественной книжной классики. Среди них фильм Иосифа Хейфица «В городе С.» по рассказу Антона Чехова «Ионыч», постановка пьесы Евгения Шварца по мотивам сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева», фильм «Левша» Сергея Овчарова по мотивам сказа Николая Лескова. Самым раритетным и требовавшим наибольшей работы при оцифровке и восстановлении стал плакат к фильму «Шинель». Это постановка 1926 года режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга.

Ваш отзыв

В честь 100-летия Булата Окуджавы

9 мая исполняется 100 лет со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы — знаменитого советского и российского поэта, прозаика, сценариста, певца, барда, композитора.

Музейно-выставочный центр «Россия — Моя история» подготовил к знаменательной дате концерт — творческий вечер, посвященный памяти Булата Окуджавы, который состоится 8 мая в 17.00.

В I отделении выступит актер театра и кино, исполнитель бардовской песни Олег Харитонов.

Во II отделении посетителей ждет выступление российской певицы, автора песен, народной артистки РСФСР Жанны Бичевской.

Продолжительность концерта 2,5 часа с одним антрактом.

Вход на концерт свободный

Бассейная, 32, музейно-выставочный центр «Россия – Моя история»

/По материалам ресс-службы Исторического парка «Россия — Моя история»/

Ваш отзыв

Летний сад Русского музея раскрыл скульптуры после зимы

Специалисты Русского музея раскрыли скульптуры Летнего сада – сняли со статуй установленные на зимний период деревянные футляры и хлопковую ткань.
В рамках мероприятия показали, как сад готовят к летнему сезону.

«Скульптуры Летнего сада – это память о его создании, это отсылка ко времени Петра I, основателя нашего города. Дошедшие до нашего времени 92 восхитительные скульптуры, украшавшие Летний сад практически 300 лет, – свидетельство того, что такое вообще Летний сад, почему мы говорим о нем, как о самом сакральном саде России, что он значит для российской культуры, для всего российского культурного наследия», – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Традиция укрытия скульптур зародилась ещё в XVIII веке, во времена правления Анны Иоанновны – тогда статуи оборачивали холстом. Но холст намокал и замерзал, поэтому в 20-е годы XIX века скульптор Демут-Малиновский предложил использовать деревянные футляры, которые более надежно сохраняли скульптуру. Этот принцип применяется до сих пор.

В 1941 году после начала Великой Отечественной войны деревянные щиты использовались для укрытия статуй в земле.

После реконструкции сада коллекция скульптур Летнего сада, за исключением «Ништадтского мира», была заменена на копии из полимерного мрамора. Оригинальные мраморные скульптуры, украшавшие Летний сад в течение 300 лет, с 2011 года в целях обеспечения их сохранности находятся в Михайловском замке – их можно увидеть на постоянной экспозиции. Несмотря на это, копии являются самостоятельными художественными произведениями высокого качества и требуют тщательного ухода.

Для сохранения красоты знаменитых аллей, раскрытия скульптур, запуска фонтанов, а также всесторонней подготовки к приему многочисленных гостей Летний и Михайловский сады Русского музеяс 1 апреля закрыты на ежегодную просушку. Сады будут открыты для посетителей с 1 мая.

\По материалам Пресс-служба ГРМ/

Ваш отзыв

Первая в истории выставка Ивана Вишнякова «Живописных дел мастер…»

Уникальная выставка «Живописных дел мастер…» приурочена к 325-летию со дня рождения Ивана Вишнякова (1699-1761) – одного из крупнейших художников XVIII века, портретиста, монументалиста, реставратора, педагога, более двадцати лет возглавлявшего Живописную команду Канцелярии от строений.

Это первая в истории монографическая выставка Вишнякова. Из обширного наследия художника до нашего времени дошло немногое, поэтому огромную ценность представляют десять сохранившихся портретов кисти мастера, представленных в экспозиции.

Впервые зрители увидят семнадцать хранящихся в Русском музее образов, созданных Вишняковым для иконостаса Троицкой соборной церкви в 1755 году, которые были полностью отреставрированы к выставке.

На выставке представлены произведения Вишнякова из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи, Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, художественных музеев Твери и Рыбинска.

Выставка откроется для публики 26 апреля и продлится до 1 июля.

/По материалам

Ваш отзыв

Людмила Чувиляева. «Хвостатая душа Петербурга»

23 апреля в Музее современного искусства АРТМУЗА откроется персональная выставка Людмилы Чувиляевой «Хвостатая душа Петербурга»

«Хвостатая душа Петербурга» — это результат творческих поисков и вдохновения
Людмилы Чувиляевой, известного петербургского художника, чьи работы приобрели широкую популярность.
Любимые коты Людмилы Чувиляевой и ее забавные персонажи – «музорики», сегодня являются «визитной карточкой» мастера и стали настоящим явлением в мире искусства.
Автор сотрудничает с крупными издательствами, проводит персональные выставки, ее работы украшают галереи и самое важное — радуют сердца зрителей своим очарованием и искренностью.

Как рассказывает сама Людмила Чувиляева: «Самое сложное — это выразить тот образ, который есть внутри, передать желаемый цвет и композицию, найти красивую линию и привнести в картину эмоциональность. Каждый раз, как первый раз ищешь эти
составляющие и зачастую никакие приемы и опыт не играют решающую роль в том, удачной ли получится картина.

Просто должно все совпасть и это как раз приводит к
желаемому результату».
Артмуза приглашает лично познакомиться и пообщаться с «музориками», ощутить умиление и радость от их образов, а так же насладиться красотой Санкт-Петербурга в творчестве Людмилы Чувиляевой!
Музей современного искусства «Артмуза» — Галерея «Улица Малевича»
Цифровая живопись. 23 апреля — по 23 июня 2024

Ваш отзыв

Юрий Охочинский. «Юбилей на бис!» Апрельский концерт — посвящение любимой дочери

27 апреляв Культурном досуговом центре «Московский» состоится концерт Юрия Охочинского.«Этот апрельский концерт я посвящаю своей любимой дочери, — говорит певец — Когда-то я пел для неё: «Песню любви я назвал Натали!»; а она, трёхлетняя, отвечала: «Папочка, я тебя очень люблю!». Как быстро летит время! Вот и у тебя, Наташенька, юбилей. Я рад, что ты стала прекрасной певицей и в этот вечер споёшь со мной и представишь свои песни и группу кавер-бэнд «Lychee».

Юбилейный вечер Юрия Охочинского — традиционный апрельский концерт в его День Рождения. Прозвучат лучшие песни самого Охочинского и старые, проверенные временем мировые хиты. Великие традиции романтиков песни продолжаются! Юрий говорит: «Юбилей? Да это прекрасный повод собрать в зале друзей и поклонников!»

Юрий Охочинский — редчайший исполнитель-вокалист романтического направления в современной эстрадной музыке. Он нашёл свой стиль ещё в юности, на актёрском отделении Санкт-Петербургского института театра музыки и кинематографии. Сразу по окончании его пригласили в театр «Рок-опера», где Юрий исполнил главные роли в спектаклях «Фламандская легенда» и «Гонки», а вскоре по итогам опроса прессы Юрий Охочинский – лучший молодой певец года. Также он был назван тогда и талантливым композитором, и бархатным голосом России.

Важным этапом в творчестве Юрия стало сотрудничество с джазовым музыкантом Давидом Голощёкиным. Два талантливых петербуржца вместе выпускают эксклюзивную концертную программу «Романтики джаза» и «Концерт памяти Фрэнка Синатры».

Талант Юрия признан не только в России, но и за рубежом. Он участвовал в открытии «Игр доброй воли» в Петербурге с прямой трансляцией на 112 стран мира! Студия «Уолт Дисней» пригласила Охочинского исполнить главную музыкальную тему, написанную Стингом для мультфильма «Похождения Императора», что Юрий и выполнил блистательно в дуэте с Энгельбертом Хампердинком.

Прекрасный вокалист и замечательный артист в одном лице, Охочинский органично соединяет в своих выступлениях природную музыкальность и ту пленительную манеру, которая памятна нам по любимым песням Фрэнка Синатры, Нэта Кинга Коула, Бинга Кросби, Джо Дассена и нашего Леонида Утесова.

По многочисленным просьбам поклонников творчества певца, Юрий Охочинский повторяет свой юбилейный концерт, который так и называется «Юбилей на БИС!»

В концерте принимают участие:

 Наталья Охочинская и группа «Кавер-бэнд Lychee».

/Московский пр. 152) «Юбилей на бис!» поёт Юрий Охочинский. Начало в 19.00/

Ваш отзыв

«Слепой слухач — защитник неба блокадного Ленинграда»

В этом году в Петербурге появится памятник «Слепой слухач — защитник неба блокадного Ленинграда», Монумент призван увековечить память незрячих бойцов ленинградской противовоздушной обороны в годы Великой Отечественной войны.

До конца лета 2024 года памятник установят в Сквере слепых слухачей, расположенном на Петроградской стороне у дома 5-7 по Стрельнинской улице. Место выбрано не случайно – вблизи находится библиотека для слепых и слабовидящих людей, откуда в годы войны незрячие слухачи отправлялись на фронт. Там же расположено здание Народного музея Санкт-Петербургского Всероссийского общества слепых.

«Петербургская организация Всероссийского общества слепых обратилась к нам с инициативой установить памятник незрячим бойцам ПВО, благодаря которым удалось спасти многие тысячи жизней. Это был уникальный случай в мировой истории, когда люди с тяжёлой патологией зрения призывались в армию в период военных действий. Они обладали тончайшим слухом. Служа в частях противовоздушной обороны, слухачи задолго до приближения фашистской авиации могли услышать гул моторов и заранее предупредить о налёте», — отметил Александр Беглов на рабочем совещании с членами городского правительства.

Авторами памятника стали скульптор Мария Третьякова, слепоглухой скульптор Александр Сильянов и архитектор Леонид Копыловский. Эскизный проект уже одобрен Градостроительным советом при Правительстве Санкт-Петербурга и Общественной палатой Санкт-Петербурга. В 2022 году он стал победителем второго конкурса Президентского фонда культурных инициатив в номинации проектов творческих индустрий по тематическому направлению «История страны. Вехи. Проекты, посвящённые выдающимся деятелям и событиям в жизни общества и страны».

Монумент представляет собой скульптурную композицию высотой 0,9 м, выполненную из бронзы и установленную на постаменте высотой 1,2 м. Такая высота выбрана для того, чтобы памятник был удобен для тактильного осмотра незрячими посетителями. На гранитном постаменте будут размещены бронзовые надписи: «Слепым слухачам» и «Незрячим защитникам блокадного Ленинграда». Сквер также благоустроят, включая мощение дорожек, размещение скамеек, дополнительное озеленение кустарниками и цветниками. На территории будет создано инклюзивное пространство для слепых и слабовидящих людей.

Служба группы незрячих людей в рядах действующей Красной Армии началась 14 января 1942 года. Они были распределены по воинским частям и направлены в распоряжение 189 зенитно-артиллеристского полка, дислоцировавшегося в районе станции Девяткино, 351 зенитно-артиллеристского полка, 84-й отдельной зенитно-артиллеристской бригады и воинской части № 22231, дислоцировавшейся в районе совхоза Бугры.

/По материалам управления информации — пресс- службы администрации губернатора Санкт — Петербурга/

Ваш отзыв

Предыдущая страница »