
Перчаточные куклы из кукольного театра «Гиньоль». Франция, Париж, Фирма «Paradis des Enfants». Вторая половина XIX–начало XX в. Музей — Царское село
В эпоху Просвещения кардинально изменились представления о значении детства и воспитании ребенка. XIX столетие стало Золотым веком кукол и активного развития производства игрушек в целом. Куклы приобрели собственную типологию, их облик соответствовал модным тенденциям, они стали предметом коллекционирования. Объекты для игры превратились в символы определенных идеалов, традиций и стилей, отражающие процесс изменения в восприятии детства и воспитания ребенка, формирования моды и ценностей общества.

Кукла керамическая. Франция, Реймс. Первая половина XIX века. Музейно-выставочный комплекс о. Люберцы
Первые художественные куклы второй трети XIX века производились из воска, фарфора, бисквита и предназначались для украшения интерьера, обозначения статуса владелицы. В императорской семье, а также у высшей знати были популярны фарфоровые куклы из Германии и Франции с гардеробом из дорогих тканей и кружев. Часто портным заказывали одинаковые платья для девочки и ее куклы. Для кукол делали уменьшенные копии жилых комнат, а фарфоровые и стекольные фабрики выпускали детские и кукольные сервизы. Создание уменьшенных копий предметов для ребенка и для куклы стало обыденным явлением, а принцип соразмерности помогал детям успешнее усвоить нужные навыки в формате игры.
В конце XIX века для европейских кукол, продававшихся в России, начали шить наряды, вдохновленные традиционными костюмами губерний Российской империи. Среди экспонатов выставки представлен набор из восьми тряпичных кукол в национальных костюмах народов Российской империи.
Параллельно и во Франции возникло увлечение этническими образами. На выставке можно увидеть кукол в характерных для французской провинции Бретань костюмах с бретонской кукольной мебелью.
Особое внимание уделяется воссозданию атмосферы детских комнат рубежа XIX–XX века, наполненных игрушками, которые помогали девочкам учиться ведению домашнего хозяйства: миниатюрная плита с набором кастрюль, швейная машинка, кукольные и детские сервизы. Девочкам с раннего детства прививали вкус и желание следовать моде, о чем говорят не только обширные кукольные гардеробы, но и модные журналы.
Технический прогресс отразился прежде всего на производстве игрушек для мальчиков. В экспозиции представлена детская железная дорога начала ХХ века, изготовленная фирмой «Märklin». Изделия этой фирмы были в игровой комнате цесаревича Алексея в Царском Селе. Российское производство металлических игрушек показано предметами фабрики П.П. Талаева, работавшей в Подмосковье в 1910-х годах. Важное место на выставке занимают автоматоны и механические игрушки. Впервые демонстрируются игрушечные французские бульдоги в натуральную величину с подвижной головой, выполненные из папье-маше.
Один из разделов выставки воссоздает атмосферу Нового года и Рождества: искусственная ель начала ХХ века, заснеженная карусель с маленькими куколками, рождественский кукольный домик, елочные украшения, а также принадлежавший цесаревичу Алексею французский театр Гиньоль с ширмой и семью перчаточными куклами, которые сопровождали наследника на протяжении всех праздников года.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Августейшие. Куклы», посвященную образу детства во второй половине XIX — начале ХХ века. Экспозиция рассказывает о том, как в этот период кукла приобрела статус произведения искусства. Выставка включает редкие детские вещи и игрушки с более чем вековой историей.
Пресс-служба Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина


















