44-й день рождения единственного в Петербурге театра-в-саду

Единственный в Петербурге театр-в-сад отмечает 44-й день рождения. Молодежный театр на Фонтанке, расположенный в глубине Измайловского сада, уютно соседствует с усадьбой Гаврилы Романовича Державина, что вполне закономерно, литература и театр в гармоничном единении создают пространство света и любви.
Истоком Ленинградского Молодежного театра в далеком «олимпиадном» 1980 году стал спектакль по пьесе Бориса Голлера «Сто братьев Бестужевых». И неспроста. Именно эта «декабристская» пьеса оказалась искрой, из которой разгорелось пламя Молодежного театра.
По воспоминания критика Владимира Хршановского:
«Помню и холодный темный вечер 18 января 1980 года в Измайловском саду, где спектаклем «Сто братьев Бестужевых» открывался новый Молодежный театр Владимира Малыщицкого. Помню, как в предвкушении этого значимого для тогдашнего культурного Ленинграда события волновалась собравшаяся публика. Потом открылись двери, зазвенели гитары, и, по-моему, под пушкинские «Дорожные жалобы» («Долго ль мне гулять на свете…»), задорно исполнявшиеся актерами, все прошли в зал… Начался спектакль…».

В контексте театральной истории Петербурга, где имперский дух во многом определяет стилистику сценических решений, Молодежный театр на Фонтанке занимает особое место. Он воплощает в себе слияние классических драматургических традиций со свежим дыханием сценического эксперимента. В единстве места, времени и действия проявляются тенденции современных духовных веяний.

За сорок с лишним лет своего существования Молодежный театр неоднократно менялся. Начиналось все в 1980 году с театра-студии ЛИИЖТа под руководством Владимира Малыщицкого, режиссера-экспериментатора, по замыслу которого основой репертуара стали инсценировки по прозе современных тогда писателей. В это время душа зрительская была открыта ветру перемен, и в театре тоже захотелось «проветрить» сценическое пространство.

Через три года Молодежный театр оказался под управлением Ефима Падве, приверженца классического театра, одного из ярчайших учеников Георгия Александровича Товстоногова. От громкого по-публицистически манифестного стиля театр перешел к психологической сценической прозе, исповедальной, чутко настроенной по отношению к зрителям, которая погружала их в процесс постижения человеческой души.

И, наконец, в 1989 году началась эпоха Семена Яковлевича Спивака. К уже существующим фундаментальным скрепам прибавились сценические откровения. Сформировавшийся артистический костяк пополнился талантливыми «спиваками» из нескольких курсов художественного руководителя. «Молодая кровь» добавила намоленным сценам Молодежного театра энергию первооткрывателей. Здесь признанные мастера гармонично сосуществуют с вчерашними студентами, олицетворяя союз опыта и юности, в результате чего каждый спектакль – это ладная симфония поколений, с мотивами вечных истин.

Кристина Французова-Януш.

Фото. Юлия Кудряшова-Белокрыс

Ваш отзыв

Ваш отзыв