Пресс-центр «Интерфакса» в Санкт-Петербурге 27 ноября совместно
с Музеем Академии Художеств провел пресс — показ выставки «Репин.Детали», на которой сопоставлены предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» и живописные произведения И. Е. Репина из российских музейных собраний, что позволяет продемонстрировать зрителю творческую «кухню» великого русского художника.
В рамках пресс-показа состоялась экскурсия, которую провел куратор выставки, хранитель фонда и экспозиции Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» Вера Ловягина, в которой участвовал директору Музея Академии художеств Алексей Мудров.
Журналисты первыми познакомились с экспозицией, на которой представлено много интересных вещей из Музей Репина в Пенатах запасников. Воспроизведена и мастерская художника с ее главными деталями.
Детали костюмов на картинах И.Е. Репина представлены в реальной русской и украинской одежде, которая отреставрирована профессионалами.
Один кафтан, вышедший из рук специалистов Этнографического музея, выглядит просто феерично: не видно следов времени совсем.
Национальный художественный музей Республики Беларусь прислал портрет М. Ф. Андреевой — и рядом кресло, в котором она сидит. Его изображение есть и на других картинах.
Верхняя одежда запорожцев. Проще — плащ с капюшоном. Установлены они именно так, чтобы было видно и то, и другое.
Мавританский стул, хранящийся в собрании «Пенатов», изображен на картине «Негритянка», исполненной художником во время пенсионерской поездки в Париже. Это свидетельствует о том, что стул был привезен из Франции и бережно сохранялся художником на протяжении всей жизни.
Рядом с копией живописного полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1881 года» в витрине размещены расписанные от руки самим художником сапоги.
Когда начались нападки со стороны общества на эту картину, ему из Москвы прислали небольшой поставец, с пачкой писем, поддерживающих художника. Поставец можно увидеть на выставке. До конца жизни художник не расставался с ним.
Интересна судьба платья, изображенного на портрете царевны Софьи. Оно по наследству досталось дочери художника, которая продала его на аукционе, предварительно срезав жемчужные узоры.
Это было ещё до войны. Уже в наши дни его выкупил один из российских коллекционеров и оно представлено на выставке
Фото Владимира Желтова Фото Татьяны Бушмановой
Самый необычный экспонат — костюм для передвижения на ходулях. Он долгие годы просто лежал в запасниках, никто не знает его назначения, нигде он не упоминается. Возможно, его изготовили для какого то спектакля которыми славились Пенаты.
Завершает выставку портрет Норман — Лебедевой за рабочим столом в Пенатах. К сожалению холст картины с обратной стороны закрашен масляной краской и картина требует срочной реставрации.
На выставке нельзя пройти мимо удивительного гипсового бюст а Натальи Борисовны работы Репина. Какая любовь к женщине в каждом завитке, в каждой детали.
Выставка продлится с 29 ноября 2024 по 29 марта 2025.
/По материалам Татьяны Бушмановой/